С 1 сентября 2023 г. в школах Российской Федерации внедряется единая модель профориентационной деятельности, получившая название «Профориентационный минимум» (Профминимум) с целью выстраивания системы профессиональной ориентации обучающихся, реализуемой образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Нормативная база и информационные материалы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01. 03. 2020 г.).
2. Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ № Пр-328 п.1 от 23. 02. 2018 г., № Пр-2182 от 20. 12. 2020 г.».
3. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена протоколом заседания коллегии Минпросвещения РФ от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн.).
4. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 года № 51).
5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 года № 366-р (ред. от 23 ноября 2017 года) «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».
8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01. 06. 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования).
Цель: ранняя профориентационная помощь каждому учащемуся 6–11-х классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности, обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии с учетом потребностей региональной экономики, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений.
Задачи основного уровня:
- Построения системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-развивающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечения всех участников образовательного процесса;
- Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- Разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам(6-7, 8-9,10-11);
- Разработка плана профориентационой работы с обучающимися с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам;
- Выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон ГПС у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
- Формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
- Информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиям и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
- Формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, актвиного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- Совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-организаторов) по формированию у учащихся осознанности и ГПС через прохождение программ ДПО (повышения квалификации);
- Повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Согласно обеспеченности школы необходимыми ресурсами, в МОУ СОШ № 7 с. Стародубского уровень реализации профминимума основной, содержащий 60 академических часов
Содержание основного уровня профминимума включает в себя 5 основных направления деятельности:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность: курс занятий «Россия - мои горизонты»;
- практико-ориентированный модуль;
- взаимодействие с родителями (законными представителями);
- дополнительное образование.
Занятия «Россия - мои горизонты» проводятся во всех 6-11 классах вне зависимости от того, охвачены ли эти классы мероприятиями Профминимума. Программа и материалы занятий в разделе «Профминимум» платформы проекта «Билет в будущее» или https://bvbinfo.ru/profminimum
Программа внеурочной деятельности "Россия - моя страна"
Программа изучения динамики мотивов выбора профессии старшеклассниками
Рабочая программа курса "Психология и выбор профессии"
Рабочая программа курса "Твоя профессиональная карьера"
Отчёты